Пятница, 26.04.2024, 15:29
Савельев Валерий Александрович
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

1.        ЭТАП  «Я-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ»

В самом начале жизни человек способен получать информацию (например, оптический поток), которая прямо специфизирует его непосредственное положение и его изменения в среде. Можно предположить, что первым представленем о себе является Экологическое Я - это Я воспринимаемое относительно физического окружения.

Экологическое Я образуется спонтанно с самого рождения и активно функционирует как составная часть Я-концепции на протяжении всей жизни, изменяясь и развиваясь. Возможно, что экологическое Я имеет корни в пренатальном периоде, поскольку плод совершает активные движения и взаимодействиет активно и избирательно со средой. Плод способен к некоторым формам обучения (слухового, тактильного), а при наличие многоплодной беременности происходит активное и избирательное взаимодействие между плодами, причем формы взаимодействия постоянно усложняются от простой реактивности, до сложных паттернов взаимодействия, включающих такую организацию поведения, как объятия, поцелуи, ощупывание друг друга, агрессивные действия и т.д.

 

 2.        ЭТАП «Я-ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЕ»

Второй начальной важнейшей задачей в развитии Я - концепции является установление эквивалентности Я - Другой. Этот тип представлений о себе может быть обозначен как Я - интерперсональное. Я - интерпесональное появляется также у самых маленьких младенцев и специфизируется видоспецифическими сигналами о взаимоотношениях: Я - индивид, который участвует в человеческих обменах. В эту праформу Я - интерперсонального не входят культурные установки и тонкие аспекты интерперсональных отношений. Такой тип представлений также складывается непосредственно. В человеческой жизни люди часто взаимодействуют прямо лицом - к - лицу, средствами, присущими человеческому виду. Эти взаимодействия встречаются на разных уровнях человеческой интимности, включая телесные контакты или без них. Характерные средства взаимодействия включают обмен взглядами, жестами или ответными вокализациями. Все эти виды взаимодействия воспринимаются непосредственно и не требуют специальной осознанной интерпретации. Это арсенал невербальной коммуникации, на которой строится интерсубъективные циклы взаимодействия. Интерперсональное восприятие функционирует от рождения. Новорожденные отвечают аффективно на телесный контакт, материнские вокализации, поддерживают контакт глаза - в - глаза. Стадия первичной интерсубъективности обеспечивается сензитивностью новорожденных к человеческому голосу, человеческому лицу. Младенцы предпочитают не только голос собственной матери, но и аффективный контур "baby talk", мелодичный, медленный разговор на частоте женского, высокого голос. Новорожденные способны имитировать выражение лица взрослой модели (печаль, радость, удивление, гнев) и повторять жесты взрослых в возрасте от 12 до 21 дня после рождения (движение пальцем, открывание рта, высовывание языка, вытягивание губ).

 

 3.        ЭТАП «ВТОРИЧНАЯ ИНТЕРСУБЪЕКТНОСТЬ»

  Я - экологическое специфицирует описание системы Я - физический мир, Я - интерперсональное- системы Я - социальный мир. Эти два аспекта становления субъектности могут развиваться относительно независимо, однако их взаимодействие необходимо для возникновения следующего уровня "вторичной интерсубъектности", который предполагает "треугольные отношения", включающие и объект и индивида. Дети начинают испытывать общие психические состояния со взрослым по отношению к объекту или событию. Это путь к пониманию дифференцированной интенциональности.
Таким образом, становление субъекта проходит непрерывно и стадийно. Первые базовые уровни в развитие субъектности могут быть описаны как уровень первичной субъектности, на которым субъект может быть охарактеризован через модель мультирепрезентаций о физическом мире, первичное выделение себя из физического мира и первичную интерсубъективность. Уровень вторичной субъектности означает переход к пониманию интенциональности и интеграцию себя как Я- экологическое и Я - интерперсональное, что происходит к полуторагодовалому возрасту младенца. При этом когнитивное и личностное развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. На каждой уровне базовый субъектности мы видим проявление интегративности, целостности, социальности и личностного ядра в развитии ребенка.

 

 

 Онтогенез субъекта

 

Развитие человека как субъекта деятельности связано с переходом от объектного к субъектному состоянию, с расширением сферы свободы и ответственности, с освоением и творческим преобразованием себя и общества (культуры).

 

В.В. Селиванов выделяет и описывает 9 основных стадий развития субъектности:

1) предсубъектная (от 0 до 1 года).

Здесь развитие ребенка характеризуется отсутствием собственно познавательного отношения к окружающему, низкой самодостаточностью, неспособностью самостоятельно осуществить большинство форм поведения и психической активности;

2) стадия аморфной субъектности (от 1 года до 3-4 лет).

Основной особенностью этого этапа является осуществление собственной субъектности ребенком через других людей, с их помощью;

3) стадия парциальной субъектности (от 4 до 6 лет).

Основным для ребенка становится освоение общественного поступка, общественного способа действия;

4) стадия познавательной субъектности (от 6 до 12 лет).

В целом словесно-логическое мышление доминирует, субъект осваивает основы некоторых наук, приобщается к познавательной деятельности;

5) стадия противоречивой субъектности (от 12 до 17 лет).

Половое созревание приводит к бурному росту самосознания своей идентичности, собственной принадлежности к определенному полу. Человек начинает становиться субъектом большинства форм телесной активности;

6) стадия личностной субъектности (от 17-18 до 25 лет).

Человек как субъект собственной профессиональной деятельности только начинает формироваться, как субъект собственной психической активности достигает апогея, вершины;

7) стадия полноценной субъектности (от 25 до 50 лет).

Человек достигает глубокого осознания собственного психического мира, своих возможностей и способностей (высокая психологическая дифференциация). Человек становится полноценным субъектом в профессиональной, семейной, личностной сферах бытия;

8) стадия воплощенной субъектности (от 50 до 60 лет).

Происходит достижение наивысших результатов в воспитании подрастающего поколения благодаря развитию обобщения собственного ментального опыта (мудрости), меньшего

внимания к себе и способности к пониманию молодых;

9) стадия угасающей субъектности (от 60 до 75 лет и старше).

Происходит снижение субъектных проявлений в самых различных сферах, особенно в осуществлении физиологических функций.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz