В самом начале жизни человек способен получать информацию (например, оптический поток), которая прямо специфизирует его непосредственное положение и его изменения в среде. Можно предположить, что первым представленем о себе является Экологическое Я - это Я воспринимаемое относительно физического окружения.
Экологическое Я образуется спонтанно с самого рождения и активно функционирует как составная часть Я-концепции на протяжении всей жизни, изменяясь и развиваясь. Возможно, что экологическое Я имеет корни в пренатальном периоде, поскольку плод совершает активные движения и взаимодействиет активно и избирательно со средой. Плод способен к некоторым формам обучения (слухового, тактильного), а при наличие многоплодной беременности происходит активное и избирательное взаимодействие между плодами, причем формы взаимодействия постоянно усложняются от простой реактивности, до сложных паттернов взаимодействия, включающих такую организацию поведения, как объятия, поцелуи, ощупывание друг друга, агрессивные действия и т.д.
Таким образом, становление субъекта проходит непрерывно и стадийно. Первые
базовые уровни в развитие субъектности могут быть описаны как уровень первичной
субъектности, на которым субъект может быть охарактеризован через модель
мультирепрезентаций о физическом мире, первичное выделение себя из физического
мира и первичную интерсубъективность. Уровень вторичной субъектности означает
переход к пониманию интенциональности и интеграцию себя как Я- экологическое и
Я - интерперсональное, что происходит к полуторагодовалому возрасту младенца.
При этом когнитивное и личностное развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На каждой уровне базовый субъектности мы видим проявление интегративности,
целостности, социальности и личностного ядра в развитии ребенка.
Развитие человека как субъекта деятельности связано с переходом от объектного к субъектному состоянию, с расширением сферы свободы и ответственности, с освоением и творческим преобразованием себя и общества (культуры).
В.В. Селиванов выделяет и описывает 9 основных стадий развития субъектности:
1) предсубъектная (от 0 до 1 года).
Здесь развитие ребенка характеризуется отсутствием собственно познавательного отношения к окружающему, низкой самодостаточностью, неспособностью самостоятельно осуществить большинство форм поведения и психической активности;
2) стадия аморфной субъектности (от 1 года до 3-4 лет).
Основной особенностью этого этапа является осуществление собственной субъектности ребенком через других людей, с их помощью;
3) стадия парциальной субъектности (от 4 до 6 лет).
Основным для ребенка становится освоение общественного поступка, общественного способа действия;
4) стадия познавательной субъектности (от 6 до 12 лет).
В целом словесно-логическое мышление доминирует, субъект осваивает основы некоторых наук, приобщается к познавательной деятельности;
5) стадия противоречивой субъектности (от 12 до 17 лет).
Половое созревание приводит к бурному росту самосознания своей идентичности, собственной принадлежности к определенному полу. Человек начинает становиться субъектом большинства форм телесной активности;
6) стадия личностной субъектности (от 17-18 до 25 лет).
Человек как субъект собственной профессиональной деятельности только начинает формироваться, как субъект собственной психической активности достигает апогея, вершины;
7) стадия полноценной субъектности (от 25 до 50 лет).
Человек достигает глубокого осознания собственного психического мира, своих возможностей и способностей (высокая психологическая дифференциация). Человек становится полноценным субъектом в профессиональной, семейной, личностной сферах бытия;
8) стадия воплощенной субъектности (от 50 до 60 лет).
Происходит достижение наивысших результатов в воспитании подрастающего поколения благодаря развитию обобщения собственного ментального опыта (мудрости), меньшего
внимания к себе и способности к пониманию молодых;
9) стадия угасающей субъектности (от 60 до 75 лет и старше).
Происходит снижение субъектных проявлений в самых различных сферах, особенно в осуществлении физиологических функций.