Понимание
категории субъекта отлично у разных авторов. Если
для Б.Г. Ананьева ядерной структурой организации является личность, то
для
субъектно-деятельностного подхода – субъект. Именно субъект
рассматривается как
ядро человеческой организации.
С.Л. Рубинштейн определял субъект
как способ реализации
человеком своей человеческой сущности в мире. Это определение
предполагало
качество субъекта как детерминанты осуществляемых им изменений в мире
(активность), его способность к самостоятельности, самодетерминации
(саморегуляции, самоорганизации) и самосовершенствованию.
По С.Л. Рубинштейну, А.В. Брушлинскому, К.А.
Абульхановой и
др. "… субъект – это человек на высшем уровне своей
активности, целостности (системности), автономности. …предельно
индивидуализирован,
то есть проявляет особенности своей мотивации, способностей, психической
организации. …Человек не рождается субъектом, а становится им в
процессе
деятельности. Каждая личность есть субъект, но он не сводим к личности.
…Субъект – качественно определенный способ самоорганизации,
саморегуляции
личности, способ согласования внешних и внутренних условий осуществления
деятельности
во времени, центр координации всех психических процессов,
состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений
личности
по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам
деятельности.
Основное
свойство субъекта – активность. Человек как субъект способенизменять объективное положение вещей не
только в социальной организации, но и в собственной жизни.В.А.
Петровский главным признаком субъекта
считает
свойство самодетерминации своего бытия в мире. Он выделяет следующие
"атрибутивные характеристики субъектности" человека: целеполагание,
свобода, целостность и развитие. В данном подходе фактически
отождествляются
понятия "личность" и "субъект": "Быть личностью",
таким образом, означает "быть субъектом деятельности, общения,
самосознания". Автором ставятся сущностные вопросы – является ли
личность
субъектом, т.е. господином самое себя, " что же именно …образует
основу
активности ", может ли личность "свободно определять себя к жизни
и даже смерти". Один из его ответов - источником активности личности
"является наше Я …в качестве модуса существования, средоточия жизни
особой
идеи: " Я есть причина себя".