Субъект как
категория философии имеет историю, охватывающую несколько веков. Необходимость
разделить мир на субъективный и объективный связана с позицией человека, в которой
он противопоставляет себя натуральному, природному. В европейской философии
развитие идеи субъекта (субъектный подход) прошло ряд этапов: 2. Немецкая
классическая философия 3.
Европейская философия конца XIX – начала XX вв. 4.
Философия XX века. Экзистенциализм Для
современного понимания субъектного подхода наиболее значимы для нас идеи
экзистенциального направления в философии. В отличие от Канта, поставившего вопрос: "Что такое
человек?", экзистенциалисты центр тяжести переносят на вопрос: "Как
стать человеком?" Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia —
существование), философия существования — направление в философии
XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к
выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции
(сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают
сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе
своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода,
которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Необходимо признать, что экзистенциализм как
философское направление никогда не существовал и не существует.
Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она
по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно
взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно
считать душу человека. Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что
практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в
действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал
свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция
была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и
предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных
мыслителей начала XX века.1.
Философские
предпосылки становления субъектного подхода в педагогике



