Объективный мир существует для
моего сознания именно постольку, поскольку не может быть раз и навсегда учтен и
требует постоянного приспособления, осуществляющегося "здесь и
сейчас". Плотность внешнего мира определяется степенью его
"предсказуемости", придающей его элементам оттенок "моего",
т. е. понятного и знакомого, или, напротив, "чуждого", т. е.
неясного, "непрозрачного". Становясь "своим", внешний мир
начинает терять свою плотность, растворяясь в субъекте, продвигающем свою
границу вовне.
Здесь мы сталкиваемся с весьма важным
феноменом онтологии я-для-себя. Если поставить вопрос о том, что же
останется в сознании, если исчезнут все точки сопротивления в виде эмоций,
чувств, неудовлетворенных желаний, совести, вины, то мы снова столкнемся с
исчезновением я-для-себя. Утрачивая сопротивление иного (неважно,
где я с ним встречаюсь), сознание превращается в исчезающую "шагреневую
кожу", в "черную дыру" ничего. Лишение субъекта точек
опор, снятие плотности окружающего мира в экспериментах по сенсорной депривации
(помещение испытуемого в темноте и тишине в ванну, наполненную жидкостью с
температурой и плотностью, равными температуре и удельному весу человеческого
тела) приводили его к дезориентации во времени и пространстве, нарушениям
мышления, особым эмоциональным состояниям, галлюцинациям (Bexton, 1954).
Предлагаемые интерпретации этого состояния как проявления мотивации общения
(Нюттен, 1975) не кажутся вполне убедительными. На самом деле речь идет о более
фундаментальном моменте: о самой возможности очерчивания местоположения
субъекта, для чего абсолютно необходимо существование разрыва, размечающего Я
и не-Я. Моя самоидентичность есть другая сторона границы не-Я. Я
находится именно там, где начинается не-Я. Возможность и необходимость
онтологии субъекта связаны с универсальностью разрыва между мной и не-мной,
в просвете которого и существует то, что называется моим сознанием;
разрыва, который должен заполняться здесь и сейчас и в котором рождается эмпирическое
Я. По одну сторону этого разрыва находится "черная дыра"
истинного субъекта, по другую – плотный мир. Мир вещей и сознания возможен
только в гетерогенной среде, в ситуации неустойчивого равновесия, когда между
состоянием нужды и ее удовлетворением нет сиюминутной непосредственной связи.
Исходя из этого, развитие субъекта происходит через
противопоставление, выделение себя из среды, которое проходит ряд этапов: