Обоснование понятия
"субъект деятельности"
Основы
исследования
деятельности были заложены в трудах С. Л. Рубинштейна.
Взаимоотношения
человека с миром осуществляются в разных формах:
- познавательной,
-деятельностной,
-отношенческой.
В последней заключается отношение человека к
другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность
субъекта,
складываются в деятельности. Принцип
субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с
деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов
активности
субъекта, как способ его отношения к действительности.
В
субъекте
связываются познавательные и
деятельностные характеристики психологии человека. Субъект выступает
как
основание связи сознания и деятельности, в
принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в
психологии. В двучленную формулу сознание—деятельность
вводится третий член — субъект. И в
этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую
парадигму
построения психологической науки. Постановка проблемы связи сознания и
деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим
субъектом
является личность. В социально-психологических качествах личности,
выражаемых в
ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее
познавательные, отношенческие отношения и механизмы, регулирующие эти
отношения. Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим
людям, к
себе выражаются в краткой и емкой форме: личность является субъектом
жизни.
Метод
исследования
человека как субъекта и его психики был предложен А.В.
Брушлинским (учеником С.Л. Рубинштейна) - континуально-генетический
(недизъюнктивный) метод исследования. Психическое признавалось постоянно
формирующимся непрерывным процессом, определяющимся содержательно, а не
формально динамически. А.В. Брушлинский предлагал изучать не психику и
деятельность, а человека как субъекта, обладающего психикой и
деятельностью, находящегося
в постоянном творческом взаимодействии с обществом.
Развитие и конкретизация идей
субъектно-деятельностного подхода
содержится в трудах К. А. Абульхановой-Славской. В ее
концепции по-новому представлена категория деятельности. Сама
деятельность
выступает как форма существования активности. Сам
субъектно-деятельностный
подход преобразуется в активно-субъектный подход. Активность
выступает
главным объектом исследования как атрибут личности.
Активность
- это системное качество личности, включающее в себя различную
направленность,
разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. В этом
смысле
активность характеризует личность как субъект жизненного пути. В
результате
исследования жизненного пути были выделены три его взаимосвязанные
структуры:
жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни.
Новое видение социально-психологического аспекта
сознания привело К.А.
Абульханову-Славскую к выдвижению нового
объекта психологического исследования - социального
мышления. Субъектом социального мышления являются личности и
социальные
общности.
Деятельность
осуществляется
субъектом, который сознательно и произвольно приводит в
соответствие внутреннюю самоорганизацию
и те внешние задачи, которые он сам ставит и выделяет из совокупности
объективных условий и требований реальной деятельности (это его
субъектный
способ осуществления деятельности, отвечающий внутренним и внешним
условиям), и
объективно преобразует (в труде, профессии) заданные условия и
требования
деятельности для получения объективно
оптимального и субъективно
удовлетворяющего результата.
|