Обоснование понятия
"субъект деятельности"
Основы исследования деятельности были заложены в трудах С. Л. Рубинштейна. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах:
- познавательной,
-деятельностной,
-отношенческой.
В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности. Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности.
В субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Субъект выступает как основание связи сознания и деятельности, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу сознание—деятельность вводится третий член — субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки. Постановка проблемы связи сознания и деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим субъектом является личность. В социально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные, отношенческие отношения и механизмы, регулирующие эти отношения. Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме: личность является субъектом жизни.
Метод исследования человека как субъекта и его психики был предложен А.В. Брушлинским (учеником С.Л. Рубинштейна) - континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования. Психическое признавалось постоянно формирующимся непрерывным процессом, определяющимся содержательно, а не формально динамически. А.В. Брушлинский предлагал изучать не психику и деятельность, а человека как субъекта, обладающего психикой и деятельностью, находящегося в постоянном творческом взаимодействии с обществом.
Активность - это системное качество личности, включающее в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. В этом смысле активность характеризует личность как субъект жизненного пути. В результате исследования жизненного пути были выделены три его взаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни.
Новое видение социально-психологического аспекта сознания привело К.А. Абульханову-Славскую к выдвижению нового объекта психологического исследования - социального мышления. Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности.