Пятница, 19.04.2024, 02:23
Савельев Валерий Александрович
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обоснование понятия

"субъект деятельности"

Основы исследования деятельности были заложены в трудах С. Л. Рубинштейна. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах:

- познавательной,

-деятельностной,

-отношенческой.

 В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности. Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности.

В субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Субъект выступает как основание связи сознания и деятельности, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу сознание—деятельность вводится третий член — субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки. Постановка проблемы связи сознания и деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим субъектом является личность. В социально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные, отношенческие отношения и механизмы, регулирующие эти отношения. Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме: личность является субъектом жизни.

Метод исследования человека как субъекта и его психики был предложен А.В. Брушлинским (учеником С.Л. Рубинштейна) - континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования. Психическое признавалось постоянно формирующимся непрерывным процессом, определяющимся содержательно, а не формально динамически. А.В. Брушлинский предлагал изучать не психику и деятельность, а человека как субъекта, обладающего психикой и деятельностью, находящегося в постоянном творческом взаимодействии с обществом.

 Развитие и конкретизация идей субъектно-деятельностного подхода содержится в трудах  К. А. Абульхановой-Славской. В ее концепции по-новому представлена категория деятельности. Сама деятельность выступает как форма существования активности. Сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход. Активность выступает главным объектом исследования как атрибут личности.

Активность - это системное качество личности, включающее в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. В этом смысле активность характеризует личность как субъект жизненного пути. В результате исследования жизненного пути были выделены три его взаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл или концепция жизни.

Новое видение социально-психологического аспекта сознания привело К.А. Абульханову-Славскую  к выдвижению нового объекта психологического исследования - социального мышления. Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности.

 Деятельность осуществляется субъектом, который сознательно и произвольно приводит в соответствие  внутреннюю самоорганизацию и те внешние задачи, которые он сам ставит и выделяет из совокупности объективных условий и требований реальной деятельности (это его субъектный способ осуществления деятельности, отвечающий внутренним и внешним условиям), и объективно преобразует (в труде, профессии) заданные условия и требования деятельности для получения  объективно оптимального  и субъективно удовлетворяющего результата.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz