MMPI - DOS-весия
MMPI - Windows-версия
MMPI широко используется:в сфере здравоохранения,в судебно-психологической экспертизе,в исправительных учреждениях,в системе образования, занятости,в сфере здравоохранения,в бизнесе, в силовых структурах для отбора и оценки персонала, психологической экспертизы и консультирования. Диагностика с помощью MMPI проводится для лиц в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80.
1. Вопросы, представленные в методике отражают картину самочувствия обследуемого (реципиента), его привычки, особенности поведения, отношение его к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных отношений, направленность интересов, уровень активности и настроения и т.п.
Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции реципиента в разных ситуациях, моделируемых утверждениями методики. Поэтому можно утверждать, что данный метод изучения личности занимает некое промежуточное положение между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности, что значительно повышает качество диагностического материала и расширяет представление о личности.
2. Хотя методика MMPI и построена по принципу опросника, оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов реципиента, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными.
4. Личностные черты и качества, определяемые данной методикой действенно помогают различить поведенческие тенденции, сформировавшиеся на базе темпераментных особенностей и проявившиеся как особенности поведения, свойственные характеристикам полюсной принадлежности факторов 16 PF.
4. Методика MMPI основана на изучении личностных черт и качеств, личностных состояний, имеющих природу стабильно проявляющихся поведенческих особенностей. Оказалось, что эти особенности, будучи первоначально выявленными в поведенческих комплексах лиц с клиническими отклонениями, имеют ту, или иную степень выраженности и в стабильном поведении здоровых людей.
В психоаналитической практике такая выраженность поведенческих особенностей объясняется как использование в жизнедеятельности определенных наборов первичных и вторичных бессознательных защит, сформированных в результате некоторых сбоев в процессе раннего развития психических структур личности.
При серьезных сбоях на определенной стадии развития происходит своеобразное «застревание» и «генерализация» психического состояния, что в дальнейшем приводит к невротическим, или более тяжелым психотическим клиническим отклонениям. Следствием такого «застревания» будет являться поведенческий комплекс, называемый в клинической практике как «психопатический», «истерический», «маниакально-депрессивный», «шизофренический» и т.п.
Считается, что личность в процессе развития не смогла на определенной стадии сформировать оптимальные системы взаимодействия и дальнейшее ее развитие происходило и через эту недоразвитость и под ее искажающим другие стадии влиянием.
Причинами возникновения невроза З. Фрейд называл особенности строения психики и судьбу, как систему своеобразного комплексного искажающего внешне го воздействия на психику на определенной стадии развития.
В зависимости от особенностей психического строения, стадии развития и природы воздействия уже и формируются клинические поведенческие особенности.
Оказалось, что и при здоровом психическом функционировании остаются своеобразные следы, похожие на природу образования неврозов. Естественно, что они отличаются по силе воздействия и, главное, по последствиям для формы жизнедеятельности.
Характерологические особенности могут объясняться как особенности, сформированные на основании структурных компонентов психики, переживших в процессе онтогенеза определенные внешние воздействия (окружающей среды, систем родительского и воспитательного воздействия, формирующихся механизмов объектного взаимодействия и т.п.) и принявших приемлемый для личности вид стойких поведенческих систем взаимодействия.
Приемлемость может выражаться как некая развитость невротизации реакций, свойственных стадиям и формам развития, нарушение которых в клинических формах приводит к стойким и выраженным поведенческим особенностям.
В клинических проявлениях психопатического поведения нарушается механизм личностного взаимодействия в системе «ребенок — родители» на стадии формирования ведущих механизмов социализации и уровень этого нарушения вызывает значительную социальную дезадаптацию и отсутствие адекватности в процессах объектных взаимодействий.
При сохранении адекватности и нормальном функционировании, особенности формирования систем социализации могут выражаться лишь как похожие проявления психопатического типа характера со склонностями доминирования, манипулирования в системах социальных ролей, агрессивной демонстративностью поведения и иных особенностей, свойственных клиническим проявлениям психопатии.
В таком случае, общий психопатический тип характера и сами характерологические склонности и особенности будут весьма стабильно проявляться в поведении, хотя и могут маскироваться в системах поведенческой «мимикрии», свойственной такому характерологическому поведению.
Естественно, что уровень и формы характерологических склонностей и особенностей весьма вариабельны и на их определение и направлена методика MMPI.
Академические психологические школы склонны объяснять характерологические типологические различия сложным сочетанием конституционных, индивидных и личностных особенностей или черт, сформированных и развитых под воздействием внешнего для личности окружения или влияния, принявших определенный вид и стабильно проявляющихся в разнообразных системах жизнедеятельности.
В нашем случае не столько важна природа характерологических различий, сколько ее поведенческая выраженность как категория стабильности, развитости, формы отношений и взаимодействий, переживаемых состояний и иных особенностей, влияющих на эффективность производственной деятельности, измеряемых и имеющих количественное выражение в данной методике.
СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942-49 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков.
Испытуемый должен быть в возрасте не моложе 15 лет, быть в ясном сознании, иметь нормальный интеллект. Необходимо добровольное согласие испытуемого на проведение исследования.
Данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди социологов, врачей и психологов, занимающихся семейным консультированием, суицидологией, психотерапией, алкоголизмом, психосоматикой, изучением кадровых резервов, проблемой менеджмента, а также в спортивной психологии, в судебной экспертизе, в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в центрах занятости населения, в школах, гимназиях, колледжах и в области высшего образования.
Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как "верные" или "неверные" по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых айтемами (утверждениями) методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности.
Выделенные 16 факторов представлены в противоположных парах: открытость - замкнутость, развитое мышление - ограниченное мышление, эмоциональная стабильность - эмоциональная неустойчивость, независимость – податливость, беспечность – озабоченность, сознательность – беспринципность, смелость – застенчивость, чувственность – твёрдость, подозрительность – доверчивость, мечтательность – практичность, утончённость – простота, самоуверенность – виноватость, радикализм – консерватизм, самостоятельность – зависимость, самоконтроль – индифферентность, напряжённость – расслабленность.
Опросник основывается на гипотезе, что наиболее значимые индивидуальные различия для жизни людей в определенного общества переносятся в своего рода код, свойственный только этому народу. Иными словами, чем более важным будет какое-либо различие, тем больше возможность того, что оно получит свой термин.
Согласно Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид: R = f (S,P).
Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (Р). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.
Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и
решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Здесь представлен компьютерный вариант из 105 вопросов и текстовый из 187 вопросов.
CPI - Калифорнийский личностный опросник (California Personality Inventory)
Опросник личностный разработан под руководством Г. Гоуха. Первое
издание, включавшее 15 шкал, вышло в свет в 1951 г., полный 18-шкальный
вариант издан в 1956 г. CPI содерит 462 утверждений, большая
часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных
ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В
результате обработки получаются показатели по 20-ти шкалам (3 из них
контрольные). Первая группа шкал позволяет прогнозировать эффективность
межличностного взаимодействия. Вторая группа шкал характеризует личностные
ценности, самоконтроль. Третья группа шкал характеризует направленность на
интеллектуальную сферу и достижения. Четвертая группа шкал направлена на оценку
интересов, образа или стиля жизни личности.
Данные, полученные с помощью CPI, могут являться основанием для написания
развернутого психологического портрета человека и с большой вероятностью
прогнозировать его поведение.
Личностный опросник для обследования взрослых создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Имеются отдельные нормы для мужчин и женщин в разных возрастных группах (17—21, 22—35, 36—50 лет и выше 50 лет).