Идейные истоки философии
экзистенциализма — философские идеи о сущности человека Ф.М. Достоевского, философия жизни, феноменология Э. Гуссерля, религиозно-мистические размышления С. Кьеркегора.
1. религиозное направление представлено именами Н. Бердяева, К. Ясперса и др.;
2. атеистическое - Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера).
Несколько в стороне стоит А.Камю, который критиковал оба направления.
Философия экзистенциализма —
иррациональная реакция на рационализм Просвещения и Немецкой классической
философии По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок
рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа
противоположности субъекта и объекта,
то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю
действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает
только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в
терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения
экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство
воплощено в «экзистенции»,
то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать
себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной
ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для
человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения
в мир «экзистенции» объявляется интуиция
(«экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное
озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный
феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма
занимает постановка и решение проблемы свободы,
которая определяется как «выбор»
личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают
свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией.
Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за
каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки
«обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как
строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это
свобода личности от общества.